Новости

Какой тахограф выбрать ?!

На 1 января 2015 года.


На каком транспорте и когда:

все транспортные средства, предназначенные для перевозки опасных грузов, максимальной массой свыше 3,5 тонн - до 1 апреля 2014 года;

все автобусы, имеющие помимо места водителя более 8 (восьми) мест для сидения пассажиров - до 1 июля 2014 года;

грузовые автомобили, максимальной массой более 15 тонн, предназначенные (внимание!!! не используемые!) для междугородней перевозки грузов - до 1 июля 2014 года;

остальные грузовые автомобили, маскимальной массой более 12 тонн - до 1 сентября 2014;

грузовые автомобили с максимальной массой от 3,5 тонн, но не более 12 тонн - до 1 апреля 2015 года;


Какой тахограф ставить:


Тахограф международного образца (ЕСТР) или цифровой тахограф с блоком СКЗИ, на усмотрение владельца транспортного средства. Единственное обязательное условие, это наличие у тахографа сертификата соответствия Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств


Юридическое обоснование выбора тахографа:

На территории России основным обязывающим наличие тахографа на колесном транспорте документом является Федеральный закон №196 "О безопасности дорожного движения" с внесенными изменениями от 14.06.12г. В частности статья 20 пункт 1:

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: … оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 5 этого же Федерального закона, его положения реализуются путем:

разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.

Правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения к любой продукции обязательных требований, таких как разработка, проектирование (включая изыскания), производство, монтаж, наладка, эксплуатация, хранение, перевозка, реализация и утилизация, называется Техническим регулированием. «Вершиной» законодательства в области технического регулирования является Федеральный закон № 184 от 27.12.2002 «О техническом регулировании» со всеми последними изменениями. Обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции и процессам ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) устанавливает документ под названием Технический регламент (статья 2 ФЗ-184 от 27.12.2002 «О техническом регулировании» с последними изменениями). Таким образом, обязательные технические характеристики тахографа, как продукции и автокомпонента, а также требования к его соответствию законодательной базе РФ определятся Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств (утвержденным Постановлением Правительства №720 от 10.09.2009 года).

Также необходимо отметить статью 4 пункт 5 ФЗ №184 «О техническом регулировании»:

Если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора, а в случаях, если из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство Российской Федерации.

В случае тахографии такие международные соглашени есть – первое это ЕСТР. Оно было ратифицировано 31.08.1978 года и обязательно для исполнения Российской Федерацией. В этом соглашении предъявляются и технические требования к тахографам, используемым на колесном транспорте. Оставаясь членом соглашения, Российская Федерация подтверждает, что требования ЕСТР являются достаточным условием для обеспечения безопасности дорожного движения и контроля за режимами труда и отдыха водителей на своей территории. Второе - это Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза (вступил в силу 1 января 2015 года). Таким образом, тахограф, допущенный к эксплуатации на колесном транспорте на территории РФ, по своим техническим характеристикам, должен соответствовать требованию Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза, в частности Приложению №10 пункт 65, а также требованиям международного соглашения ЕСТР. Соответствие тахографа Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза, а следовательно и законодательству в целом, подтверждается Сертификатом (статья 20-22 ФЗ-184).

Во исполнение Федерального закона №196 "О безопасности дорожного движения", в частности статьи 20, Правительством РФ вынесено Постановление № 1213 от 23.11.2012 года:

требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации; порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.

На основании этого Минтранс издает приказ №36 от 13 февраля 2013 года, в котором установлены категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами, закреплены правила использования тахографов, утверждены правила обслуживания тахографов, установлены правила контроля работы тахографов, а также ряд технических требований к тахографам, одним из которых является наличие в тахографах блока криптозащиты СКЗИ. Также Минтранс Приказом №273 от 21.08.2013 вносит Порядок оснащения транспортных средств тахографами, который также устанавливает категории и виды транспортных средств, подлежащих оборудованию тахографами, и сроки оснащения транспорта тахографами.

Исходя из статьи 4 пункта 3 ФЗ-184 от 27.12.2002 «О техническом регулировании», а именно:

Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера,

следует, что технические требования к тахографу, предъявляемые в приказе Минтранса №36 от 13 февраля 2013 года №273 от 21.08.2013, в частности, требования о наличие в нем блока криптозащиты СКЗИ, носят исключительно рекомендательный характер и не обязательны к исполнению. А обязательные технические требования к тахографы определяются Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза (ТР ТС), в частности п. 65 приложения 10. соответствие этим требованиям подтверждает Сертификат соответствия ТР ТС. Таким образом, на данный момент допускается установка и эксплуатация без ограничения срока на транспортных средствах тахографов, соответствующих требованию Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств ТС и другим международным соглашениям одновременно. К таким тахографам относятся тахографы международного образца, соответствующие требованиям ЕСТР (такими тахографами оборудовано подавляющее количество европейской колесной техники). Использование и установка тахографов с блоком криптозащиты СКЗИ носит добровольный характер, однако стоит заметить, это сопряжено с большими трудностями (обязательное получение перевозчиком лицензии ФСБ) и немалыми финансовыми затратами в течение всего срока эксплуатации тахографа с СКЗИ.


ИТОГ: Установка тахографа с СКЗИ носит исключительно рекомендательный характер. Это означает, что наличие тахографа с СКЗИ определяется Приказом Минтранса № 36, а именно той его частью, где устанавливаются технические требования к тахографу. Федеральный закон №184 от 27.12.2002 О техническом регулировании закрепляет норму о том, что технические требования к автокомпонентам, коим является тахограф, могут предъявляться только техническими регламентами. В данном случае это Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза, в котором о СКЗИ нет ни слова. Статья 4 пункт 3 ФЗ № 184 прямо указывает на то, что нормативные акты (приказ №36), изданные федеральным органом исполнительной власти (Минтрансом РФ) в области технического регулирования (наличие в тахографе СКЗИ) имеет исключительно рекомендательный характер. Также этот же закон (ФЗ-184) статьей 4 пунктом 5 закрепляет норму об использовании в первоочередном порядке международных соглашений, касающихся вопросов техрегулирования. В ситуации с тахографами такие соглашения есть. Основное из них - это Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза. Таким образом, обязательными техническими требованиями к тахографу являются требования Технического регламента Таможенного Союза, в контексте с Международным соглашением ЕСТР, а приказ Минтранса № 36 (в части, касающейся технических требований к тахографам, а именно наличие в нем блока криптозащиты СКЗИ) носит рекомендательный характер. Однако это не снимает обязанности исполнять требования Приказа №36 в части касающейся порядка оснащения (типы автомобилей, подлежащих оснащению и даты оснащения), правил использования и т.п., что не касается технических требований к тахографу.


ВНИМАНИЕ!!! Тахографы, соответствующие требованиям ЕСТР и имеющие сертификат соответствия Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, установленные на транспортные средства НЕ подлежат замене, и разрешены к использованию на общих основаниях до утилизации транспортного средсва.


Исключение, тахограф не надо ставить на:

- автобусы, имеющие помимо места водителя более 8 (восьми) мест для сидения пассажиров, осуществляющих городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 1126;

- пассажирские и грузовые троллейбусы;

- автобетононасосы;

- автобетоносмесители;

- автогудронаторы;

- автокраны и транспортные средства, оснащенные кранами-манипуляторами;

- автомобили скорой медицинской помощи;

- автоэвакуаторы;

- пожарные автомобили;

- транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог;

- транспортные средства для обслуживания нефтяных и газовых скважин;

- транспортные средства для перевозки денежной выручки и ценных грузов;

- транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами;

- медицинские комплексы на шасси транспортных средств;

- автолавки;

- автобусы для ритуальных услуг;

- автомобили-дома;

- бронированные транспортные средства;

- самоходные сельскохозяйственные машины;

- передвижные лаборатории и мастерские;

- передвижные репортажные телевизионные студии;

- транспортные средства, зарегистрированные военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;

- транспортные средства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

- транспортные средства, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, транспортных средств, включенных в перечень видов и категорий колесных транспортных средств, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, и в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств.


Административная ответственность (штрафы)

На территории России основным регламентирующим наличие тахографа на колесном транспорте документом является Федеральный закон №196 "О безопасности дорожного движения" с внесенными изменениями от 14.06.12г. В частности суть этого документа сводится к следующему:

Все юридические лица и частные предприниматели, использующие автомобильный транспорт, обязаны с 1 апреля 2013 года установить на них цифровые тахографы (устройства контроля режима труда и отдыха). Установленные до 1 апреля 2013 года аналоговые (с бумажной «шайбой») тахографы закон демонтировать или менять на цифровые не обязывает. Также ФЗ-№78 (статья 7) вносит изменения в Административный кодекс (статья 11.23), т.е. назначает наказание за:

- отсутствие (а равно за неисправный или наличие неустановленного образца) тахографа на автомобиле или автобусе в размере от 1000 руб. до 3000 руб. на водителя, или на должностных лиц от 5000 руб. до 10000 руб.;

- нарушение водителем режима труда и отдыха в размере от 1000 руб. до 3000 руб. на водителя.

Но необходимо отметить, что действие статьи 11.23 Административного кодекса РФ приостановлено и вновь вступит в силу с 01 апреля 2014 года (ФЗ 193 от 23.07.2013г).

Также никто не отменял пункт 7.4 «Перечня неисправностей, при которых запрещена эксплуатация автомобилей», где за неисправный тахограф грозит штраф и запрет (снятие гос. номера) на эксплуатацию транспортного средства, а для транспорта, перевозящего опасные грузы - помещение на штрафстоянку (ст 27.13 Административного Кодекас РФ)

Напоминаем, что компетентным органом в вопросах использования, установки и обслуживания тахографов на территории Российской Федерации является Минтранс России.

Обращаем внимание на то, что режим труда и отдыха водителя автомобиля регламентирует Приказ Минтранса №15 от 20.08.2004 года (с последними изменениями).

Также необходимо помнить о ежегодном приказе Минздравсоцразвития, благодаря которому затраты на установку тахографа можно компенсировать за счет социального налога.

Нет комментариев

Добавить комментарий