Новости

КАЛЬКУЛЯТОР ИЗДЕРЖЕК БИЗНЕСА ОТ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ.

Калькулятор, позволяющий рассчитать последствия от принятия новых законов, включая также нагрузку на бизнес, был запущен в дело специалистами Минэкономразвития. Уже 27 мая на официальном портале regulation.gov.ru заработал так называемый «калькулятор стандартных издержек бизнеса», доступный для общего пользования. Благодаря данному механизму у разработчиков законов появится возможность прогнозирования последствий вводимых ими законодательный документов, а также понимания того, какой станет дополнительная нагрузка на бизнес и бюджет. По словам директора департамента оценки регулирующего воздействия (ОРВ) Минэкономразвития Вадима Живулина, в случае если не попытаться остановить «нормотворческий принтер», и бизнес, и вся правовая система окажутся под непосильным для них давлением. При этом ежедневно разрабатываются акты, не имеющие в своей основе даже намека на производимые подсчеты возможных рисков и последствий.

Минэкономразвития начало работу по внедрению калькулятора издержек еще с 2010 года. Назначение инструмента – помощь разработчикам законов, а не оценка того, насколько эффективным окажется какой бы то ни было документ. Как рассказал эксперт НИСИПП Николай Смирнов, работающий над созданием калькулятора, здесь важно понимать, что речь идет о стандартных издержках, не включающих никакие особенные механизмы регулирования. Ни для кого не секрет, что нередко появление того или иного закона носит скорее ситуативный характер и не сопровождается основательным анализом рыночной ситуации.

Как подчеркнул Живулин, калькулятор нацелен на то, чтобы каждый разработчик закона сумел определить стандартную методологию с общими требованиями, предъявляемыми к принципам работы с нормативными документами. Для этого необходимо провести обучение среди разработчиков законов и шаг за шагом стараться переходить к данной модели, стремясь сделать ее базовой. Только так, с течением времени удастся добиться того, чтобы данный процесс стал правилом и вписывался в рамки текущей работы.

Механизм функционирования калькулятора сводится к работе множества введенных в него констант, учитывающих обширный спектр последствий введения нового закона, включая ряд показателей, среди которых: как будет расти нагрузка на бизнес, какими станут материальные и временные издержки, какой окажется нагрузка на бюджеты в зависимости от уровня. От разработчика документа требуется только ввести всю необходимую информацию, а дальше издержки уже будут просчитаны самой системой. В случае отсутствия в базе требуемой константы, в расчетах учитываются официальные статистические данные и экспертная оценка. О том, что расчет не всех издержек доступен по константам говорит и Николай Смирнов из НИСИПП. Он также отметил, что формирование базы стандартного набора издержек происходит в течение нескольких лет, при этом накапливается опыт их расчета и учитывается активное участие бизнес сообщества.

По словам Смирнова, большой плюс заключается еще и в том, что представителям органам власти не придется анализировать все статистические сборники в поиске необходимых данных, поскольку расчет будет вестись исходя из констант, выпадающих из списка. В Минэкономразвития представили методологию, по которой можно выделить две группы издержек: информационные и содержательные. Под первыми подразумевается хранение данных и предоставление требуемых документов представителям органам власти. Вторые – охватывают ряд других требований, включая, например, установку оборудования или наем дополнительных сотрудников. Что касается размера двух групп издержек, то он складывается из суммы с одной стороны «трудозатрат», а с другой – «приобретений» в денежном эквиваленте.

Подобные проекты работают в ряде стран, среди которых Великобритания и ее калькулятор Impact assessment calculator, оценивающий, каким станет административное давление на бизнес и как можно его изменить. За выполнение аналогичных функций в Швеции отвечает информационная база Malin, в Германии действует механизм WebSKM, а в Бельгии работает система SAMBAL.

На сегодняшний день Минэкономразвития занимается проверкой законодательных инициатив с точки зрения обоснованности издержек, и калькулятор не отменит этой функции. Теперь от регуляторов потребуется самостоятельно выбирать вид стоимости оценивания. Например, если говорить о трудовых затратах, то важно определить принцип: средняя зарплата в стране, отрасль, норматив и др. Так или иначе, но для каждого выбранного параметра должно быть свое обоснование, а в Минэкономразвития произведут проверку расчетов и то, насколько все соответствует современным реалиям.

Наглядный пример работы калькулятора Минэкономразвития показало на ситуации, связанной с необходимостью установки тахографов на пассажирском транспорте. Данная инициатива рассматривалась министерством еще с 2013 года. Согласно информации ГИБДД, немногим более 509 тысяч пассажирских транспортных средств попадают под действие данной инициативы. Тогда необходимую константу искали, что называется «вручную», поскольку она отсутствовала в уже загруженной статистике (отметим, что со временем константы, верифицированные министерством, пополнят общую базу). Стоимость одного тахографа составляет 35 тысяч рублей, временные затраты на его установку равным примерно четырем часам. Кроме этого, около одного раза в двухгодичный период нужно выделить 3-4 часа на обслуживание прибора. Система произвела расчет, исходя из одного календарного года. При оценке в денежном выражении учитывалась средняя месячная заработная плата, определенная в 2014 году Росстатом в нашей стране, в размере 32,5 тысяч рублей. Получилось, что в течение первого года от отрасли потребуется выделить на оборудование тахографами порядка 18,5 миллионов рублей. При этом, как отметил Живулин, в список еще можно включить и ряд других издержек, связанных, скажем, со временем, потраченным автобусом на простой по причине не выполнения требований.


Источник: rnsinfo.ru

Нет комментариев

Добавить комментарий