В 2013-м году цифровые тахографы прочно вошли в повседневность каждого автоперевозчика России. Пришло время проанализировать их вклад в бизнес и жизнь государства после первых лет активной работы.
Немало новшеств российские законотворцы внедряют просто для того, чтобы было «как в Европе». При этом некоторые инициативы вводятся откровенно бездумно. Но есть и крайне удачные новшества. Попробуем определить, к какой из этих двух крайностей относится закон об обязательном использовании цифровых тахографов.
Мнения на сей счет могут быть разными. Одни предприятия и водители до сих пор ненавидят тахографы, другие – наоборот. Этот раскол в профессиональном сообществе легко объяснить. Недовольные не хотят лишаться работы «в серую» и тратиться на дорогое оборудование. Лояльные, напротив, благодарят тахографы за человеческие условия труда, создание здоровой конкурентной среды и искоренение воровства солярки.
В этой статье мы не будем искать правых и виноватых, а взглянем на тахографию через призму обычной аналитики. Цель – поставить, наконец, точку в вопросе о том, благословением или проклятием стали тахографы для нашего рынка.
ТАХОГРАФЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ
В Европе за последние десять лет использования цифровых тахографов сильно изменились две вещи – дороги и кладбища. Первые стали значительно безопасней, а вторые теперь намного реже пополняются жертвами тяжелых ДТП. Благодаря тахографам количество аварий с участием тяжелого транспорта снизилось на 22%, а уровень смертности в этих происшествиях – на все 55%. В Старом Свете это заслуженно считают одним из важнейших социальных достижений.
Столь впечатляющие показатели «выросли» не на пустом месте. Тахография в Европе всё-таки имеет историю в несколько десятилетий. Россия таким же опытом похвастать не может, ибо по старой доброй традиции «запрягает» долго. Цифровые тахографы появились у нас только в 2010 году. А законы, сделавшие их строго обязательными – и вовсе в 2013-м. Но эта задержка никак не повлияла на результаты. Сухая статистика чётко говорит о стойком снижении ДТП и дорожной смертности в нашей стране с момента внедрения цифровых тахографов.
Год |
Общее число ДТП |
По сравнению с прошлым годом (в %) |
Погибшие |
По сравнению с прошлым годом (в %) |
2013 |
204 068 |
+ 0,2 |
27 025 |
- 3,5 |
2014 |
199 720 |
- 2,1 |
26 963 |
- 0,2 |
2015 |
184 000 |
- 8,2 |
23 114 |
- 14,7 |
2016 |
173 694 |
- 5,6 |
20 308 |
- 12,1 |
Динамика год от года остается позитивной, даже несмотря на постоянно растущую автомобилизацию населения. Показатели общей аварийности и смертности стремительно улучшаются, и тахографы вносят в этот процесс огромный вклад. Дорожные эксперты и представители ГИБДД единодушно считают всеобщее внедрение контрольно-бортовых устройств одним из лучших решений в сфере ПДД. За несколько лет данная мера позволила сохранить тысячи жизней. И еще десятки тысяч спасёт в дальнейшем.
ТАХОГРАФЫ И БИЗНЕС
Для перевозчика потерять фуру в аварии – серьезный финансовый удар. Но бизнес-потери могут выглядеть не только как груда искореженного металла. Так, до появления цифровой тахографии подавляющее большинство предприятий несло убытки от нецелевого использования ТС и воровства горючего. Данные проблемы были настолько обширны, что удивительным считалось не их наличие, а их отсутствие.
Тахографы изменили всё раз и навсегда. В сочетании с ГЛОНАСС/GPS они стали серьезнейшим инструментом для контроля над персоналом. Теперь транспортные компании всегда знают, где находится водитель и чем он занят в рабочее время.
Для полной детализации в некоторых фирмах используют специальные программы для тахографического мониторинга, вроде известного в России комплекса «Таходрайвер». К подобному сервису можно «привязать» тахографы всех автомобилей компании, а после изучать поведение водителей и состояние автопарка. При этом доступен как анализ тахографических данных, так и оповещения о грядущих ТО, калибровках и обнаруженных нарушениях.
Другой важный момент – развитие деловой культуры. Тахографы вынуждают игроков рынка скрупулёзно планировать логистику и выбирать самые оптимальные маршруты для перевозок. В результате машины используются строго по назначению и работают максимально эффективно. Это оборачивается серьезной экономией денежных средств. Так, в Европе тахографы помогли фирмам сократить топливные затраты в среднем на 15%.
ВЕРДИКТ
Даже самый отъявленный скептик не будет спорить с тем, что тахографы приносят огромную пользу. Они сохраняют бизнесу деньги, а людям – жизни. Но своевременность их появления в России оспорить можно. Очевидно, что развитие цифровой тахографии в РФ было взрывным. Устройства быстро сделали обязательными, а вот подготовить «под них» дорожную инфраструктуру не успели.
Из-за этого у водителей нередко возникают проблемы с соблюдением трудового режима. Например, отдыхать на обочине по закону нельзя, а специальные стоянки для грузовиков оборудованы далеко не везде. Вот и получается, что дальнобойщик с тахографом часто обрекает себя на проблемы с законом.
Поначалу недоумение вызывала и обязательность использования внутри РФ тахографов с блоком СКЗИ. Пользователи не понимали, почему власти заставляют покупать эти устройства, когда в Европе прекрасно обходятся без технологий криптозащиты. К сожалению, данная мера является вынужденной, и виной тому пресловутый русский менталитет. Даже сейчас, в 2017-м году, запрос «как обмануть тахограф» набивают в Яндексе более пятисот раз за месяц. Ну и как после этого не внедрять модули СКЗИ?
В общем, система тахографии была интегрирована в неповторимые российские реалии не без огрех. Становиться ее противником или сторонником – личное дело каждого. Но тот, кто хотя бы раз в своей жизни видел аварию с участием грузовика, однозначно будет «за». Ведь человеческие жизни – слишком дорогая цена за потенциальную прибыль от переработок, какой бы высокой она ни была.
Источник: tahograff.ru
Нет комментариев
Добавить комментарий